Опрос Дневник.ру: более 50% директоров не знают о своем праве перевести школу на электронный документооборот
23 апреля 2015

В марте Единая образовательная сеть «Дневник.ру» провела масштабный опрос директоров школ, в котором приняли участие представители 67 регионов РФ. Организаторы опроса задались целью выяснить, осведомлены ли респонденты о праве самостоятельно принимать решения о полном переходе на электронный документооборот в школе в соответствии с законодательством РФ (ФЗ № 273 «Об образовании в РФ»).

По итогам опроса удалось выяснить, что более 50% руководителей образовательных организаций не знают, что имеют право самостоятельно принимать подобные решения. А 63% из них хотели бы отказаться от ведения бумажных журналов и дневников и повысить эффективность образовательного процесса.

Респонденты уверенно признают (74%) преимущества перехода на электронный документооборот и считают эту меру позитивным шагом на пути информатизации образования. Зачастую   именно школы становились инициаторами полного перехода на электронный документооборот. Так поступили 30% активных школ-участниц эксперимента «Отказ от бумажного журнала».

Наша гимназия отказалась от бумажного журнала еще в сентябре 2013 года. Мы вышли с просьбой к Министерству образования и науки Астраханской области включить нас в список школ, участвующих в этом эксперименте. Так как гимназия успешно работает с Дневник.ру с октября 2010, педагоги уже были готовы к этому переходу и стремились к нему, ведь параллельное ведение электронных и бумажных документов - это время, которого всегда не хватает. Родители гимназистов восприняли этот переход по-разному, но путем бесед и убеждений большая часть родительской общественности на стороне этого проекта.

У педагогов, кроме высвободившегося времени, появилась возможность для более оперативной связи с родителями. Улучшился родительский контроль за успеваемостью и посещаемостью ребят. У школы появилась целая система электронного документооборота, что, конечно, сказывается на качестве образования,- рассказывает Нина  Муштакова, директор Гимназии № 1, г. Астрахань.

Наибольшую заинтересованность в теме исследования проявили респонденты из Московской, Нижегородской и Новосибирской областей. Примечательно, что в данных регионах школы без бумажного журнала пока мало представлены.

Примечательно, что более 42% респондентов – жители сельской местности, что говорит о положительных изменениях по части   вовлеченности даже самых отдаленных районов в единый информационный процесс.

Кстати, школы, официально работающие без бумажного журнала, уже избавлены от двойной работы. Теперь для отчетности необходимо и достаточно представить корректно заполненный электронный журнал. Электронный журнал можно распечатать в любое время    для архивирования или предоставления проверяющим органам.

Мы попросили Наталью Баскакову, зав. лабораторией информатизации управленческой деятельности из Института развития образования Тамбовской области, дать несколько советов школам, которые собираются перейти на электронный документооборот. Напомним, что Тамбовская область стабильно входит в 5 наиболее активных регионов, работающих без бумажного журнала в школах.

Процесс перехода можно сделать поэтапным, например, перевести на безбумажное ведение журналов сначала начальную школу, затем основную и т.д. В настоящее время школы, которые частично отказались от бумажного журнала, выразили готовность и желание полностью вести дневники и журналы в электронном виде. Для перехода школы на электронный документооборот необходимо в первую очередь сформировать пакет нормативно-правовых документов и локальных актов. Мы также руководствовались письмом Минобрнауки России от 15.02.2012 №АП-147/07 «О методических рекомендациях по внедрению систем ведения журналов успеваемости в электронном виде», - рекомендует Наталья.

Проведенный специалистами Дневник.ру опрос позволил выявить важную тенденцию: школы хотят избавиться от больших объемов бумажной работы и выражают готовность к переменам.    Вполне вероятно, что в новом учебном году о бумажных журналах забудут еще сотни инициативных школ России.