Информатизация образования пришла в Калининградскую область
20 октября 2014

Единая образовательная сеть «Дневник.ру» совместно с региональными органами управления образования продолжают эксперимент «Отказ от бумажного журнала» *.  В сентябре 2014 г. в эксперименте принимают участие уже 800 школ в 20 регионах РФ.  В Калининградской области также есть школы, которые официально перешли только на электронный документооборот.

Несмотря на старания правительства Калининградской области, регион по-прежнему отстает по уровню инновационного развития от остальных субъектов федерации. По данным исследования НИУ «Высшая школа экономики» в 2014 году, Калининградская область занимает лишь 68 место в общем рейтинге, что, разумеется, сказывается и на информатизации образования.  Эксперты Дневник.ру следят за активностью школ в регионе и помогают руководству тех образовательных учреждений, которые готовы присоединиться к эксперименту «Отказ от бумажного журнала».

На сегодняшний день к системе Дневник.ру подключены 80% школ региона.  Среди них есть 5 образовательных учреждений, которые приняли решение полностью перейти на электронный документооборот в рамках эксперимента. Первопроходцем стала МБОУ СОШ «Школа будущего», которая отказалась от бумажного журнала еще в 2012-2013 учебном году. Тогда же бумажный журнал попал в школьный музей в качестве экспоната. Позже к эксперименту по отказу от бумажного журнала присоединились еще 4 школы региона. По данным мониторинга Дневник.ру, эти образовательные учреждения являются наиболее активными в системе: регулярно выставляют оценки, домашние задания, размещают актуальную информацию о жизни школы. Только в сентябре 2014 года учителя данных образовательных учреждений выставили в электронные журналы 89500 оценок!

Так, МАОУ СОШ № 56, самая молодая калининградская школа, включилась в эксперимент «Отказ от бумажного журнала» совсем недавно - в сентябре. Руководство школы единогласно считает, что внедрять технологии в образование однозначно нужно. Дневник.ру поговорил о современной школе с заместителем директора по информатизации - Натальей Соловьевой.

«Все кабинеты школы оборудованы АРМ (автоматизированное рабочее место) учителя, включающим в себя ПК, МФУ, документ-камеру и интерактивную доску с мультимедийным проектором, а кабинеты администрации – АРМ администратора. Все компьютеры объединены в локальную сеть, имеющую выход в Интернет.  Школа стремится внедрять современные технологии в процесс обучения и управления ОУ» - рассказывает Наталья Соловьева.

По наблюдениям экспертов Дневник.ру, самое сложное – принять волевое решение об отказе от бумажного журнала в школе. Мы поинтересовались, как это делали в СОШ № 56.

«Наша школа апробировала работу с ЭЖ в системе «Дневник.ру» в январе 2013г. Был разработан план по внедрению в деятельность ОУ электронного журнала. В течение 2013-2014 учебного года мы работали с ЭЖ наряду с традиционным журналом. Переход на ЭЖ осуществлялся постепенно и сопровождался внутришкольной системой обучающих семинаров для учителей, родителей и учеников. В течение года учителя осваивали электронный журнал, выставляли оценки, задавали д/з, заполняли тематическое планирование, учились пользоваться системой сообщений, сервисами «Учительская» и «Медиатека», работали тьюторами по обучению на родительских собраниях и классных часах. Решение о переходе на безбумажный журнал с сентября текущего года – это коллегиальное решение всего коллектива школы, поддержанное родителями» - рассказывает Наталья Соловьева.

Единая образовательная сеть «Дневник.ру» внимательно следит за ходом эксперимента и регулярно собирает «обратную связь» у участников. В очередном исследовании по итогам всего 2013-2014 учебного года, проведенном в мае, приняли участие 7500 респондентов. 72% опрошенных педагогов положительно относятся к отказу от бумажного журнала, такое же мнение у 60% опрошенных родителей и учеников.  Сделав выбор в пользу только электронного документооборота, учителя стали экономить 20% времени на ведении журналов и до 30% времени на подготовку отчетности.

Выгоду отказа от бумажного журнала оценили и родители. Благодаря возможностям системы Дневник.ру диалог между родителями и педагогами стал более продуктивным. 


«Конечно, родители отмечают удобство работы с Дневник.ру!  Теперь они всегда в курсе успеваемости и посещаемости их ребенка. У них есть возможность удаленно принимать участие в родительских собраниях, узнавать о школьных мероприятиях, индивидуально общаться с каждым учителем»
- комментирует один из кураторов проекта Наталья Савчук.

Абсолютное большинство опрошенных школьников (85%) одобряют введение электронного дневника. Сами ребята отмечают, что нововведение стимулирует рост интереса к учебе.

В школах – участницах эксперимента можно наблюдать повышение уровня ИКТ-грамотности преподавателей и повышение качественных показателей успеваемости и посещаемости. Ускорились процессы информирования участников образовательного процесса. 

«Учителя, работающие в нашей школе, постоянно повышают свою квалификацию на курсах и активно применяют ИКТ-технологии в своей деятельности. Педагоги вполне справляются с работой в «Дневник.ру», отказ от бумажного эквивалента восприняли позитивно, т.к. ведение двух журналов очень обременительно, а предоставление сведений об образовательных услугах в электронном виде - нормативное требование. Оценили работу в ЭЖ и классные руководители. Благодаря системе отчетов, формирующихся в системе, их работа с учениками и родителями стала намного проще. Администрация школы активно использует систему отчетов для контроля учебно-воспитательного процесса. Доступность ЭЖ для работы в любое время позволяет эффективно планировать свою работу» - комментирует Наталья Соловьева.

В свою очередь команда Дневник.ру старается сделать переход на электронный документооборот максимально простым и удобным. Кураторы эксперимента предоставляют шаблоны локальных актов и методические рекомендации по переходу, анализируют и агрегируют успешный опыт участников, организован экспресс-курс повышения квалификации для администраторов Дневник.ру, а также постоянно совершенствуется функциональность системы.

Справка:

* В соответствии с ФЗ №273 от 29.12.2012 г. "Об образовании в Российской Федерации" выбор формы ведения учета отнесен к компетенции ОУ (Глава 3, статья 28, п. 3.10). Образовательное учреждение в праве отказаться от использования бумажного журнала, подготовив соответствующие локальные нормативные акты.