Диалог Г.Леви с Д.А. Медведевым, президентом РФ
13 ноября 2011

9 ноября 2011 года в 15:00 состоялась встреча Президента Российской Федерации, Дмитрия Анатольевича Медведева, с активистами российского сектора Интернета. Встреча состоялась в рамках деятельности по модернизации и технологическому развитию экономики России при Президенте РФ.

Основатель Единой образовательной сети, Гавриил Леви, на примере реальных историй пользователей Интернет-проекта говорил об инновациях, которые «Дневник.ру» внедряет в образовательные учреждения России. Он рассказал Дмитрию Анатольевичу о том, как «Дневник.ру» помогает решить проблемы совершенно разного уровня, основываясь при этом на отзывах о работе с проектом.

Г.ЛЕВИ: Здравствуйте, Дмитрий Анатольевич!

Я основатель самого крупного в России образовательного проекта в области интернета «Дневник.ру». Мы представляем три сервиса для школ, это социальная сеть, электронный документооборот и дистанционное обучение. Я мог бы долго сейчас рассказывать про эти сервисы, рекламировать их, но этого делать не буду, информация доступна на сайте, поэтому я лучше расскажу реальные истории, которые нам прислали наши пользователи.

История первая. Родители очень долго не могли найти общий язык со своим ребёнком. История абсолютно реальная, и я думаю, она встречается у многих родителей, не могли долго найти общий язык, общих интересов. Но в один прекрасный день школа зарегистрировалась на сайте, и на странице своего ребёнка они увидели, что он интересуется кулинарией. Абсолютно они были в шоке, и вокруг этой темы…

Д.МЕДВЕДЕВ: Но это радоваться надо, если бы они что-нибудь другое увидели… Интересуется кулинарией, это же прекрасно.
Г.ЛЕВИ: Да, об этом они и писали, что благодаря тому, что они это увидели в интернете, они и смогли найти с ним общий язык после долгого перерыва.История вторая. Обычная питерская школа №617. Два года назад они подключились к проекту и приняли решение перейти на электронный документооборот. В итоге за это время они смогли на 50 процентов сократить свои расходы на закупку бумаги, на закупку картриджей для принтеров и на 30 процентов сократилось время педагогов, которое они тратят на отчётность, на совещания, на информирование в ручном режиме, обзвон родителей.История номер три – это история целого региона. Регион – Астраханская область, с которой у нас подписано соглашение о сотрудничестве. И все 300 школ этого региона работают в этой системе – «Дневник.ру». И за год Министерство образования региона рапортует, что идёт увеличение практически по всем основным параметрам: и успеваемость, и посещаемость, и средний балл, средний результат по ЕГЭ. А также, когда был карантин в прошлом году и большинство школ было закрыто из-за карантина, образовательный процесс не прерывался ни на один день. Он продолжился на страницах нашего портала в интернете.Но таких историй я мог бы рассказать ещё множество тысяч из тех писем, которые мы получаем. В проекте, как Вы правильно заметили, 15 тыс. школ, 2,5 миллиона пользователей. С 14 регионами нам удалось подписать соглашения о сотрудничестве. Но работы ещё очень много и для нас как программистов, и для регионов, и для школ.Соответственно, в связи с этим мой вопрос к Вам как к человеку, который видит за интернетом будущее, делает на это ставку: будут ли поддерживаться те регионы, те школы и те педагоги, которые внедряют инновации в образовании? Будут ли они обеспечены необходимой техникой, чтобы в каждом классе, на каждом уроке, у каждого педагога был необходимый инструментарий, и будут ли надбавки им к зарплате именно за то, что они внедряют эти инновации? Потому что если этого не сделать, то произвести этот прорыв не удастся и это будут только локальные успехи, но не успехи в масштабах всей страны.Спасибо.
Д.МЕДВЕДЕВ: Спасибо.Я этим давно уже занимаюсь, ещё с момента, как перешёл на работу в Правительство, и стараюсь менять среду в школе настолько, насколько это удаётся. Естественно, Вы знаете о том, что, когда национальный проект появился, это была первая линия, когда мы смогли подключить все школы к интернету. Да, там трафик разный, скорость разная, затраты, тем не менее это был, на мой взгляд, всё-таки революционный шаг. И когда я, помню, рассказывал об этом Биллу Гейтсу, он приехал как раз в Россию, я ему назвал количество школ, их тогда было 62 тысячи, он только присвистнул, говорит: «Ничего себе», – они же ещё в разных местах находятся. Я очень горд, что мы эту задачу решили, ещё раз говорю, может быть, не идеально, но решили. Всё это работает.В этот же период мне принесли как раз на ознакомление продукт, или Ваш, или похожий на Ваш, и мне он сразу очень сильно понравился, потому что на самом деле я родитель всё-таки довольно своеобразный, мне не очень легко в школу приезжать, для того чтобы, например, узнать об успеваемости своего ребёнка. Я это сразу оценил, потому что они внедрили у себя похожий продукт, и я реально несколько лет подряд смотрел за успеваемостью своего ребёнка: очень удобно, исключительно удобно. Но для того чтобы всё это делать, требуется, чтобы все были подготовлены: и родители – это отдельная тема, и учителя. Когда мы начинали внедрять интернет в школах, у меня самые большие опасения касались учителей, дети-то всё усвоят, они всё на лету схватывают, а учителя, они разные, некоторые очень возрастные, для некоторых интернет – это исчадие ада какое-то, которое несёт только одни проблемы. Надо признаться, я ошибся, огромное количество учителей очень быстро смогли пропустить интернет через себя и пользоваться всеми благами и возможностями, связанными с интернетом.Теперь по поводу продолжения инновационных программ. Конечно, мы их обязательно будем продолжать, обязательно будем деньги дополнительно на это выделять, потому что у нас, я посмотрел несколько дней назад, всего 15 процентов школ оснащены интернет-классами, не просто подключением к интернету, а интернет-классами. Да я ещё знаю, какие это интернет-классы, Вы тоже знаете, там, естественно, старые компьютеры стоят, и из этого всё вытекает. Поэтому задача переоснащения школ, улучшения их подключения к интернету, просто подготовленности самих педагогов – стояла и должна стоять.Теперь в отношении доплат. Вот здесь у меня более сложное отношение, честно Вам скажу. Нужно в целом поднимать учителям зарплату, и мы этим занимаемся, и худо-бедно, но сейчас этот процесс тоже идёт, мы приняли решение о том, чтобы зарплата педагога в ближайшее время вышла на уровень средней, в соответствии с доходами в конкретном регионе: если это 15 тысяч, значит, 15 тысяч, если 40 тысяч, значит, это 40 тысяч, – вот это должно быть исполнено обязательно. Но доплаты за то, что человек умеет пользоваться интернетом, мне кажется, неправильно. Интернетом и вообще компьютером должен уметь пользоваться любой современный специалист. Я как-то об этом говорил.Более того, я считаю, что, например, если государственный служащий не умеет пользоваться компьютером и не знаком с тем, как вести себя в интернете, он просто подлежит увольнению, потому что он профессионально непригоден.